Война никогда не была однозначным явлением. Ненависть к врагу граничила с сочувствием к нему овдовевших советских женщин, захватчика били на поле боя и спасали от голодной смерти в плену. Война доводила до крайности и жестокость, и человечность. Современные немцы называют своё поражение во Второй мировой войне благословеннейшим из поражений, потому что не спаси советская армия мир от фашизма, что бы стало с нашим миром сейчас?
О том, как войну видели наши бывшие враги, в советское время говорить было не принято, об их пребывании в советском плену тоже поэтому известно очень мало, а о военнопленных в Тамбовской области архивы начали поднимать только в 90-е годы ХХ века. Любой котовчанин знает, что дома в нашем городе, прозванные «Шанхаем», строили пленные немцы. Но об этом нет упоминания ни в котовском архиве, ни в главном архиве областном. Мало того, даже небольшая горстка тамбовских историков, которая занимается вопросом пребывания пленных в Тамбовском крае, с удивлением слышит об этом факте.
21 мая в клубе «Ответственный родитель» совместно с АНО «Центр сопровождения детей и семей «Содействие» ребята и их родители перенеслись на 70-75 лет назад, когда из Сталинграда в наш край стали привозить первых военнопленных. Надо сказать, что Тамбовская область по сравнению с другими приняла в свои лагеря самый пёстрый по национальностям состав: на стороне Германии воевала добрая часть Европы и Япония. В Люксембурге, например, до сих пор действует сообщество «Узники Тамбова», а в оккупированном фашистами Эльзасе французской провинции о Тамбове знает каждый второй, чьи деды побывали или погибли в нашем плену.
Руководитель клуба, которая давно изучает тему отношений русских и немцев в Великой Отечественной войне, познакомила участников мероприятия с подробностями содержания и досуга пленных в двух самых крупных лагерях Тамбовской области № 64 под Моршанском и № 188 возле станции Рада недалеко от Тамбова. Для сравнения ребята узнали также о том, как поступали с советскими военнопленными в немецких концлагерях.
На тамбовскую землю к могилам родных, кто умер в плену от болезней, а кто и от тоски по родине, приезжают каждый год из разных стран мира, равно как и наши люди выбираются к захоронениям членов семьи, разбросанным по всей Европе: своих близких находят и в книгах концлагерей, и в списках на величественных монументах советским воинам-освободителям в Вене, Берлине, Будапеште, Варшаве... И пока этот поток не иссякнет, пока не угаснет в глазах молодёжи интерес к подвигам и поражениям в той великой войне, память о ней будет жить. Всегда благородная память.
|