Он сам был первым университетом! 19 ноября 2011 года - знаменательная дата в истории России, 300-летие великого российского учёного и просветителя М. В. Ломоносова. Биография Ломоносова - это биография «молодой науки российской», его судьба тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями России, прежде всего, ей служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования. В центральной библиотеке им. В.В. Маяковского к юбилею Ломоносова была оформлена книжная выставка «Слава россов, неподрожаемый, бессмертный Ломоносов!», 11 ноября 2011 г. прошла викторина «Он сам был первым университетом» для учащихся школы №2.
ВИКТОРИНА: 1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»? 2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»? 3. Будущий учёный и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы? 4. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось? 5. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)? 6. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу? 7. Сколько и какие языки знал Ломоносов? 8. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную». 9. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тепа отнимается, столько присовокупится к другому»? 10.Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу? 11. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной? 12. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется? 13. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов? 14. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в...». В кого? 15. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»? 16. Какую автохарактеристику дает себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён,.........Я больше восхищен»? Кем восхищается поэт? 17. В «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне... Изобрази ... мне». Кого нужно изобразить? 18. О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»? 19. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ...». Без чего? 20. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык? 21. О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем её тёзка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, - «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы. 22. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»? 23. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство - моя ..., физика - мои упражнения»? 24. Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?
Ответы к викторине:
1. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский. 2. Н. А. Некрасов «Школьник». 3. С обозом мороженой рыбы. 4. Славяно-греко-латинская академия. 5. За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу. 6. В Германию, в города Марбург и Фрейберг. 7. 10 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковнославянский, английский, итальянский, испанский, польский. 8. «...геометрию», «...механику», «...оптику». 9. Закон сохранения материи. 10. Громоотводом. 11. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна». 12. Полтавскую битву; «Полтавская баталия». 13. Оду - произведение, посвященное великим деяниям и личностям, высоким предметам. 14. В «поэта». 15. Петра Великого. 16. «...героев славой вечной...». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике). 17. Россию. 18. О Копернике. 19. «...грамматики». 20. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы - общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий. 21. «Ф» в отличие от "фита" и "ять". Последний был упразднён в конце слов лишь в XX в. 22. Науками. 23. «...утеха» 24. Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием |