МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА КОТОВСКА"
МБУ "ЦБС Г. КОТОВСКА"


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Электронный каталог
Электронный каталог

Форма входа

Мы в соц. сетях
Мы Вконтакте

Поиск

Статистика

Погода в Котовске
GISMETEO: Погода по г.Котовск

Главная » Статьи » Архив 2011

Он сам был первым университетом

Он сам был первым университетом!

19 ноября 2011 года - знаменательная дата в истории России, 300-летие великого российского учёного и просветителя М. В. Ломоносова.

Биография Ломоносова - это биография «молодой науки российской», его судьба тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями России, прежде всего, ей служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования.

В центральной библиотеке им. В.В. Маяковского к юбилею Ломоносова была оформлена книжная выставка «Слава россов, неподрожаемый, бессмертный Ломоносов!», 11 ноября 2011 г. прошла викторина «Он сам был первым университетом» для учащихся школы №2.


ВИКТОРИНА:

1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?

2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?

3. Будущий учёный и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?

4. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?

5. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?

6. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?

7. Сколько и какие языки знал Ломоносов?

8. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную».

9. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тепа отнимается, столько присовокупится к другому»?

10.Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?

11. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?

12. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?

13. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?

14. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в...». В кого?

15. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?

16. Какую автохарактеристику дает себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён,.........Я больше восхищен»? Кем восхищается поэт?

17. В «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне... Изобрази ... мне». Кого нужно изобразить?

18. О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»?

19. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ...». Без чего?

20. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?

21. О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем её тёзка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, - «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы.  

22. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?

23. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство - моя ..., физика - мои упражнения»?

24. Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?








Ответы к викторине:


1. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.

2. Н. А. Некрасов «Школьник».

3. С обозом мороженой рыбы.

4. Славяно-греко-латинская академия.

5. За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу.

6. В Германию, в города Марбург и Фрейберг.

7. 10 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно­славянский, английский, итальянский, испанский, польский.

8. «...геометрию», «...механику», «...оптику».

9. Закон сохранения материи.

10. Громоотводом.

11. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна».

12. Полтавскую битву; «Полтавская баталия».

13. Оду - произведение, посвященное великим деяниям и личностям, высоким предметам.

14. В «поэта».

15. Петра Великого.

16. «...героев славой вечной...». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике).

17. Россию.

18. О Копернике.

19. «...грамматики».

20. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы - общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий.

21. «Ф» в отличие от "фита" и "ять". Последний был упразднён в конце слов лишь в XX в.

22. Науками.

23. «...утеха»

24. Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием

Категория: Архив 2011 | Добавил: admin (18.11.2011)
Просмотров: 2035 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz