В многочисленных стихотворных сборниках тамбовских авторов последних лет создан коллективный портрет поэзии нашего края. Он почти зеркально отражает характер поэтического творчества современной России.
Центральная библиотека им. В.В. Маяковского предлагает обратить ваше внимание на следующие издания книг тамбовских поэтов:
Дорожкина Валентина Тихоновна - поэт, прозаик, журналист, краевед. Член Союза писателей, член Союза журналистов России. Обладает редким и удивительным талантом быть всегда влюбленной - в жизнь, природу, людей, в свой дом и город. Эта влюбленность, не иссякаемая ни при каких обстоятельствах, служит тем камертоном, по которому настраивается все лирическое пространство поэзии автора, отмеченной мудростью влюбленного сердца. И, как правило, мудрость концентрируется в концовках стихотворений, которые становятся афоризмами. Их хочется не просто запомнить, осмыслить, но принять в качестве жизненного ориентира.
Я счастлива, что в книге о России
Есть и моя
негромкая строка,
Что у меня своя дорога в жизнь,
Сама в ответе за судьбу свою,
И песню о родной моей Отчизне
Я не с чужого голоса пою.
В.Т. Дорожкина - автор более двадцати поэтических и прозаических книг: «Венок солдату» (1986 г.), «Только любовь» (1993 г.), «Тамбовский край, ты — часть моей Россиии» (2002 г.), «Избранное» (2004 г.), «Благая весть» (2008г.) и других сборников стихов.
В поэзии Евстахия Начаса привлекает ее социальный, гражданский нерв, широта тематики, открытый лик лирического героя, отсутствие позы. Поэт пишег о том, что хорошо знает, что пережил сам, что интересно другим. Он чувствует читателя, умеет его заинтересовать, не переутомить однообразием.
Есть у поэта своя «Землянка»:
Жила семья в землянке лиловатой,
таилась в ней сырая тишина.
Глядела мать в глаза мне виновато,
о,
как понятна мне ее вина!
Тема военного голодного детства представлена сдержанно, она не перегружает страницы книг. Военные могивы поэт предельно разнообразит: то покажет нам обелиски с именами погибших, то пригласит прочитать триптих о военно-спортивной игре «Зарница», то уведет читателя во времена Куликовской битвы, поведает балладу о вдове, расскажет о том, как погиб мальчишка, тракторист, взорвавшийся вместе с трактором на «мирной» мине.
В библиотеке представлены следующие сборники стихов поэта: « И есть любовь — желанье чуда...» (2000 г.), «Избранное» (2005 г.), «Снегопад» (2010 г.) и др..
Пётр Герасимов - один из немногих тамбовских литераторов старшего поколения.
В 2004 году вышло двухтомное издание стихов П. Герасимова «Избранное», которое наиболее полно демонстрирует весь творческий путь поэта с его поворотами и зигзагами, с тематическими переходами и образно-поэтическими перекрёстками.
Почти во всех стихотворениях и поэмах автора мы отмечаем Тамбовский колорит. Географические названия, сезонные приметы, диалектная лексика, все эти «загнетка», «колгота», «дроля», «прибаска», «голица» выдают в авторе жителя Тамбовской земли. И поэт рад тому, что он узнаваем:
И если спросит кто-то хитростно:
Ты что ж, из Крюковкы смородинной?
Отвечу:
-Да. Из той, что истинно
Дала почувствовать мне Родину.
Живописно на страницах книги воссозданы картины событий военных и послевоенных лет. В книге есть стихи о лётчике, сбитом немецким асом, но спасшем детей и школу от гибели; о военных моряках, отдавших свои жизни ради победы; о белорусском легендарном неизвестном бойце, расстрелявшем колонну немецких танков; о медсестре, поднявшей в атаку бойцов; о цыганском мальчике, волей судьбы оказавшемся в партизанском отряде и ставшем отважным разведчиком. «Инженерно-строительная» роль этих стихов несомненна.
Прошлое, настоящее и будущее Россиии — основные темы поэзии Ивана Акулова, она наполнена любовью автора к Родине, верой в её судьбу. Автор сборников стихов «Протомир» (2004), «С той стороны...» (2006) «Судный час» (2008 г.), «Осенний крик» (2011 г.), и др. написал выразительный портрет русской деревни, ее истории, воспроизвел своеобразную летопись деревенской жизни. Уже в первых строках нам понятен пафос: «Я - поэт из погибшей деревни. / В моем сердце печаль и тоска...».
Акулов воссоздает грустную картину, скрепляющую две души - души человека и природы. Выразительная передача гармонии обреченности и красоты - это, бесспорно, удача автора. Это, бесспорно, свидетельство его таланта, его возможностей:
Я— поэт из деревни погибшей.
Там поют по ночам соловьи
О любви в необорванных вишнях
Обреченные песни свои.
Тянут руки березы и липы,
Тополя тычут в небо персты,
И рябины кровавые всхлипы
Окропляют святые кресты.
Не хватает им шумного люда,
Некоторые сборники стихов тамбовских авторов предельно фиксируют и открывают облик автора. Это книги-судьбы. В них стихи обладают способностью передачи индивидуального мира человека, автора. Таков сборник Лидии Перцевой «Не отрекайтесь от креста» (2002). Он с первой страницы завладевает вниманием читателя и долго не отпускает от себя. Уже в эпиграфе прояснена творческая программа поэтессы, появляется конфигурация ее облика:
В молитве воздеваю руки к Богу
От немощи и плачу, и скорблю:
Внимать Божественному слогу,
Бессильна я, но, Боже, как люблю
Тебя, Господь, со страхом и смиреньем...
Рыдаю, каюсь и с мольбой прошу:
Дай силу Ты моим стихотвореньям,
Хотя, дерзая петь, уже грешу...
«Дерзающее» отношение к писательскому ремеслу Л. Перцева передает в слове «От автора»: «Господь каждому при рождении дает свой крест, чтобы нести его по жизни. У одного он легче, у другого тяжелей, но каждому по силам. Мой крест не самый легкий: вся жизнь - борьба. Одна из перекладинок этой ноши - мое желание писать. И я пишу...».. Первый сборник поэтессы «И горечь, и истома» вышел в Воронеже в 1992 году. Потом были издания «Таинство» (1995), «Избренное» (2007 г.) и другие, а в 2011 г вышел сборник стихов «В горнице моей души».
Автор сборников «Очень хочется добра» (1998), «Я жить и чувствовать учусь» (2004) уже в их названиях обозначает и направление своего творчества, и свои нравственные ценности. «Писание стихов для Валерия Маркова, убежден, это не просто пребывание в некой творческой прострации, технологический процесс рифмования, а работа души, результатом которой становится некое образное полотно, сотканное из пережитого и прочувствованного», - пишет В. Пеньков в предисловии к новому сборнику стихов В. Маркова «В ожидании чуда» (2008). А вот фактурой этого полотна воспринимается стихотворение «Родословная», написанное как ответ тем, кто неожиданно объявили себя «графинями» и «князьями» в период «половодья» 1990-х годов:
Вот оно мое наследство:
Степь, да рожь, да выси глубь,
Вдаль гляжу - не наглядеться!
И таким себе я люб,
А не графом или князем,
В этом смысле есть изъян -
Но не сетовал ни разу,
Что я родом из крестьян.
Мария Знобищева, самый молодой член Союза писателей России. Она автор сборников стихов «Ландыша хрустальная слеза» (2001), «В гармонии с природой» (2001), «Черемуховый вздох» (2004), «Майский снег» (2007).
Стихи молодой поэтессы отличаются яркостью поэтического слова, активным поиском выразительной и разнообразной художественной формы, но главное - оригинальным, тонким, вдохновенным, искренним, щедрым и светлым взглядом на открытый в сложностях и противоречиях окружающий мир. М. Знобищева - настоящий литератор с бескорыстным и щедрым в своем трепете сердцем.
Отечество для нее имеет вполне конкретный, наполненный высоким содержанием смысл. Обращаясь к родимой земле, объясняясь ей в любви, молодой автор создает ее поэтический образ, в котором просторно, легко дышится, и есть место каждому умеющему влюбляться и любить. Используя непростые формальные приемы, опираясь на народную поэтическую традицию, на есенинскую песенность лирики, на художественную пространственность прозы Гоголя, М. Знобищева создает оригинальный портрет России и определяет в нем свое место:
У тебя в колодцах мед,
Полны ведра, полон рот.
В рощах пеночки, щеглы
На припевочки щедры.
То ли бык единорог
Ночью вышел из ворот,
То ли сокол золотой
Попросился на постой.
То ли яблоней в саду,
То ли лебедем в пруду,
С тихим счастьицем в ладу,
Ищешь падшую звезду.
У тебя-холмы, поля,
Подвенечная земля,
И - простая самая -
У тебя — душа моя.
В поэтическом мире Марии Знобищевой так много добра, тепла, света, что хочется долго не покидать его и радоваться радостью автора, наслаждаться его чувством наслаждения, пить из чистого родника свежего поэтического слова.